Поднимаем ставки, избавляемся от посредников. Как дефицит фур сыграет на руку перевозчикам Камиль Баймухаметов 01.03.2021

Поднимаем ставки, избавляемся от посредников. Как дефицит фур сыграет на руку перевозчикам

Бизнесу не хватает 20-тонников: в регионах спрос на них вырос на 20-30%. Для перевозчиков это отличный шанс укрепить позиции, избавившись наконец от посредников в лице экспедиторских компаний.

В конце февраля в столице прошел Московский международный логистический форум. Руководители и директоры по развитию крупнейших российских компаний обсудили актуальные проблемы отрасли, приходящей в себя после пандемии COVID-19. С последствиями коронавирусных ограничений связан тренд, о котором говорили практически все участники встречи – увеличение расходов на логистику.

— Рынок перевозок будет консолидироваться. Из 600 тысяч компаний, действовавших 2-3 года назад, завтра останется 400 тысяч. Еще один фактор – обеление рынка. Фундаментально всё это приведет к тому, что в среднесрочной перспективе (и уже в этом году) перевозки будут дорожать быстрее, чем будет расти инфляция, – заявил директор по развитию и инновациям функции снабжения Coca-Cola HBC Россия Илья Елецких, отвечая на вопрос о причинах увеличения логистических издержек.

Еще один тренд, который может существенно повлиять на структуру рынка автомобильных перевозок – нехватка тяжелых грузовиков. О её причинах и последствиях рассказывает бизнес-тренер в сфере логистики Камиль Баймухаметов.

Куда делись фуры?

С начала этого года в России нарастает дефицит 20-тонников. С ним сталкиваются не только производственные предприятия, но и компании, занимающиеся экспедированием.

Одна из главных причин нехватки фур – сокращение числа мелких перевозчиков, которые либо приостановили деятельность в ожидании «высокого сезона», либо вовсе прекратили её из-за отмены ЕНВД и увеличения налоговой нагрузки. Многие компании, обновлявшие свои автопарки из года в год, не могут позволить себе транспорт из-за подорожания новых грузовиков.

В минувшем году увеличилась и стоимость владения транспортом. По подсчётам автоэксперта Павла Блюденова, цена транспортных расходов для автолюбителей (ОСАГО, платные дороги, стеклоомыватель и т.д.) выросла на 8,2%. Новые легковые автомобили в среднем подорожали на 17,8% (в премиальном сегменте рост цен был еще более ощутимым). 

То же самое можно сказать и о грузовиках. 

Новый тягач сегодня – роскошь, которую могут позволить себе единицы, да и на вторичном рынке цены нельзя назвать доступными. 

С дефицитом большегрузов столкнулись в первую очередь регионы: в Москве и Санкт-Петербурге он практически незаметен. Больше всего не хватает фур с рефрижераторными и тентованными полуприцепами.

Острую нехватку транспорта испытывают уральские металлургические предприятия: ранее удовлетворявшие их потребности контрагенты не могут справиться с возросшими объемами. А увеличение объемов обусловлено удорожанием импортной продукции, вследствие которого внутри России растёт спрос на отечественные товары. К примеру, цены на металл за последний год выросли на 30%.

Подорожали и другие импортные товары: продукты питания (некоторые из них номинально в 2-3 раза), бытовая техника (причина – рост ставок на морские контейнерные перевозки).

Еще одна тенденция, подливающая масла в огонь – обесценивание рубля. Рубль никому не нужен, и все классы общества пытаются куда-то вложить тающие на глазах накопления. Это уже привело к росту продаж легковых автомобилей: как новых, так и подержанных. И тем и другим нужны шины, и спрос на их перевозки также ощутимо вырос.

По той же причине (и из-за возможной отмены льготной ипотеки) высок спрос на недвижимость. Застройщики стремятся как можно скорее сдать строящиеся объекты и заложить новые, поэтому растет спрос на перевозку строительных материалов.

Дефицит большегрузов обсуждался на Московском международном логистическом форуме, прошедшем в столице в минувшем феврале. 

Год перевозчика

Прошлый год можно условно назвать годом экспедитора. В 2020 на коне были компании без собственного транспорта (или обладающие небольшим автопарком). Они давали минимальные ставки и гарантированный объем. Из таких игроков складывались целые гильдии транспортных компаний. В их совокупном парке могли быть сотни автомобилей, но

никаких вложений в эту структуру экспедиторы не имели: только оборотные средства и 10 тысяч уставного капитала.

На фоне дефицита транспорта качество оказываемых экспедиторами услуг стало падать из-за смены менеджмента, перестроения логистических цепочек и неспособности специалистов адекватно реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Осложняют жизнь экспедиторов и перевозчики, которые столкнулись с возросшей налоговой нагрузкой и начали осторожно, но всё-таки поднимать ставки. В некоторых случаях это привело к разрыву долгосрочных контрактов, из-за чего экспедиторы не смогли выполнить обязательства перед грузоотправителями.

Ввиду этих причин грузоотправители начинают понимать, что с перевозчиками работать проще, чем с экспедиторами. Представители производственных предприятий открыто говорят о том, что им интересна работа напрямую с транспортными компаниями.

Нынешний год имеет все шансы стать годом перевозчика и пройти под лозунгом «Кто имеет собственный транспорт, тот и диктует условия».

А тот, кто своевременно (и заранее подготовив почву) расширит свой автопарк, сможет подписать крупные контракты.

Камиль Баймухаметов. 

Время действовать!

В сложившейся ситуации перевозчики должны адекватно рассчитывать стоимость своей работы. Им необходимо понять, насколько подорожало топливо и запчасти, насколько выросли фонд оплаты труда, расходы на лизинг и стоимость техобслуживания. Эти издержки нужно заложить в ставки, причем тарифы на «обратки» можно поднять выше, чем на прямые рейсы.

Логистам сегодня просто необходимо досконально знать клиента. Понимать, с кем ты работаешь, и знать всех ответственных за перевозку лиц. Самый простой способ установить надёжный контакт – приехать на встречу.

В период пандемии личные встречи (которые и раньше проводились не особо часто) практически сошли на нет. Чаще всего переговоры проходят по телефону, из-за чего теряется личный контакт, доверие. Встреча – отличная возможность выявить потребности и тут же, на месте, основываясь на заранее проведённых расчётах и информации, полученной в ходе переговоров, договориться о цене.

Нельзя забывать о текущих, наработанных контактах. А прежде чем искать новых заказчиков, необходимо определить перспективные рынки, наиболее интересные города и направления, которые дадут максимальную отдачу.

Некоторые регионы сегодня особенно нуждаются в перевозчиках. В качестве примера можно привести Татарстан, где из-за большой конкуренции среди грузовладельцев транспорта на всех не хватает. Противоположный пример – Оренбургская область: в ней работает буквально пара крупных производителей, которые всегда найдут транспорт для своих нужд.

День сурка

Ничего не добьются перевозчики, которые крутятся как белка в колесе и, ежедневно сталкиваясь с проблемами, пытаются локализовать пожары на местах. Они уже оказались на месте героя фильма «День сурка».

В понедельник им нужно платить за топливо, а платить нечем: заказчики задерживают оплату. Во вторник логист уходит на больничный. В среду машина встаёт на ремонт, в четверг увольняется водитель, а в пятницу начинается разбор полетов и судорожные попытки что-то предпринять. Но предпринять, как правило, нечего: других заказов нет. Компания работает с минимальной доходностью, а возможно и получает убытки.

Если вы хотя бы частично узнали свою компанию в этом описании, пора действовать. Нужно разметить план оптимизации расходов и дальнейшего развития, понять, что делать с клиентской базой и где искать новых заказчиков, обдумать целесообразность расширения автопарка.

Хотим мы этого или нет, но времена изменились. Многие проверенные схемы стали неэффективными: сегодняшний день требует новых подходов. Понимать это должны не только управляющие, но и рядовые сотрудники, каждодневный труд которых приносит предприятию деньги. 

От того, как быстро логисты и их руководители адаптируются к новым правилам игры, зависит будущее всех без исключения российских транспортных компаний.