Бизнес-тренер в сфере логистики Камиль Баймухаметов сравнивает рынки ценных бумаг и тяжелых грузовиков: между ними больше общего, чем может показаться на первый взгляд.
Сегодня многие транспортные компании обращают внимание на лизинг. ФНС активно отслеживает уплату НДС: оптимизировать налог на 100% нельзя, но с помощью лизинговых платежей его можно сократить. Если у вас есть средства, и вы думаете, куда их вложить – в акции или в новый транспорт – лучше купить… и то и другое!
Ну а мы поговорим о транспорте – о седельных тягачах. Вот рейтинг самых популярных иностранных грузовиков (от дорогих к дешевым).
- Scania
- Volvo
- Mercedes
- MAN
- DAF
Владельцу нового грузовика необходимо закладывать расходную часть в размере 650 тысяч рублей в месяц – в эту сумму входят лизинговые платежи (при сроке лизинга в 4 года), расходы на топливо, зарплату водителя и командировочные, «Платон» и ремонт.
Особняком стоит КАМАЗ: расходная часть в месяц чуть ниже (580-600 тыс. рублей), а срок лизинга меньше (2-3 года). Но и стоить российская машина после выплаты последнего лизингового платежа будет дешевле, чем иномарка.
Прогнозировать срок окупаемости КАМАЗа тяжелее всего: тягачи 5490 и 54901 еще не прошли полный жизненный цикл (приобретение ТК, продажа после выплаты лизинга и повторная перепродажа на вторичном рынке).
Но уже сейчас видна их особенность: это трудности с ремонтом, которые возникают даже у новых машин.
«Усталость» у российских тягачей наступает очень быстро – уже на первом году жизни владельцы сталкиваются с различными поломками. Ремонт выполняется по гарантии, но занимает много времени из-за дефицита запчастей, и машины стоят в сервисе, не принося дохода.
Европейская техника ломается гораздо реже. Впереди по надёжности стоит Scania, затем – Mercedes, MAN и DAF. Последние в целом плохо подходят для работы в России, потому что специализированных сервисов у нас очень мало.
Что почём?
Рассмотрим стоимость тягачей по состоянию на конец июня.
За новую Volvo FH460 официальный дилер просит €113 тыс. (₽9,837 млн), а менее мощная FH420 обойдётся в €111 тыс. (₽9,663 тыс.). Купить грузовик в этом году уже не получится – принимаются заказы на февраль будущего года.
Новый магистральный Mercedes-Benz обойдётся покупателю в €104 тыс. (₽9,053 млн) – если заплатить деньги сегодня, грузовик можно получить в августе или сентябре.
Тягач DAF обойдётся покупателю в €104,5 тыс. (9,097 млн) с поставкой в августе.
КАМАЗ-5490 – самое доступное предложение: ₽6,068 млн за версию с АКПП и ₽5,948 млн за тягач с механической коробкой. Их тоже придётся подождать.
Полуприцепы и цены на них
Выбор полуприцепа (рефрижератора или тента) зависит от ваших заказчиков. На рефрижераторы ставки выше на 20-30% (в сезон до 50%), но работа на них есть не всегда. В низкий сезон ставки падают, а бывает, что заявок и вовсе нет – тогда машина может несколько суток стоять без работы. Для тентованных прицепов работа найдётся в любое время года, но тарифы гораздо ниже, ведь таких машин очень много.
На рынке ощущается кадровый голод. Не хватает не только водителей – в дефиците квалифицированные логисты и менеджеры по продажам логистических услуг.
Следует помнить, что на водителя тягача с рефрижератором ложится огромная ответственность. Капризные грузы вроде бананов, рыбы, мяса, молочных продуктов требуют грандиозной осмотрительности: их может уничтожить даже небольшой и непродолжительный перепад температуры.
Теперь о ценах. За тентованный Schmitz Cargobull (92 м³) официальные дилеры просят €35 тыс. (₽3,049 млн). Его тоже придётся ждать, а вот рефрижератор есть в наличии и стоит ₽5,960 млн. Тентованный Krone обойдётся покупателю в €33,7 тыс. (₽2,935 млн), а рефрижератор – в €64 тыс. (₽5,575 млн). Сэкономить можно, приобретя полуприцеп отечественного производства: тентованный ТОНАР стоит ₽2,51 млн.
Голубые фишки
И всё-таки, какой купить грузовик?
Выбирая машину, следует руководствоваться теми же правилами, что и при покупке акций. Инвестиционный портфель лучше разбавлять: приобретение одних лишь «голубых фишек» – шаг рискованный.
Автопарк можно пополнить грузовиками двух марок: к примеру, парой дорогих Scania и парой дешевых КАМАЗов.
Шведским тягачам особенно важно постоянно находиться в работе: для окупаемости лизинга им необходимо ежемесячно проезжать около 18 000 километров. У остальных машин из рейтинга этот показатель составляет 15 000 километров. Поэтому Scania можно использовать для перевозок на большие расстояния (например, на Дальний Восток), а КАМАЗы – на коротком плече (1500-2000 километров).
Используя такую схему, перевозчик упростит себе еще одну важную задачу – поиск водителей. Соискатели будут охотнее откликаться на вакансии компании, в автопарке которой есть иномарки. Те, кому придётся работать на коротком плече и ездить на КАМАЗах, смогут проводить межрейсовый отдых дома: для водителей это весомое преимущество.
В таком случае КАМАЗ будет зарабатывать деньги по факту перевозки, a Scania принесёт основную прибыль при продаже – из-за высокой остаточной стоимости.
Главное условие окупаемости
Окупаемость возможна лишь в том случае, если у владельца транспорта есть эксклюзивные заказчики, которые будут платить на 20-30% выше рынка. Если их нет – нет смысла и в покупке техники.
Основная задача предпринимателя, который хочет заработать на грузоперевозках – не купить машину, а найти работу для неё. Нужно понимать, во что ты вкладываешься.
Сегодня рынок грузоперевозок замер в нерешительности: все видят, что расходы растут, а тарифы не повышаются. На мой взгляд, причина только одна: отсутствие переговоров. Крупные контрагенты (IKEA, Coca-Cola, X5 Retail Group, «Магнит», металлургические предприятия) готовы заключаться на поставку гарантированных машин. Они понимают, что самое важное – вовремя доставить продукцию в целости и сохранности, а не выгадать 5-10% от ставки.
Рано или поздно ситуация изменится: наибольшую выгоду получат те, кто первыми пойдут на активные действия. А для этого нужно уметь вести переговоры: понимать своего собеседника, правильно оценивать его мотивацию и возможные опасения, грамотно работать с возражениями, уметь убеждать. Иными словами, необходимы качества профессионального менеджера по продажам логистических услуг – сегодня такие специалисты в дефиците.